"Нелегкий год". Отчет Дмитрия Горовцова перед избирателями в газете "Кузбасс"
31 января 2013
Депутат Госдумы РФ Дмитрий Горовцов, избранный от Кузбасса по списку партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, отчитался перед избирателями и рассказал в областной газете "Кузбасс" о сложных вопросах законотворческой работы:
– Закончился первый год работы Думы VI созыва – он был нелегким.
Нам, депутатам, может не нравиться упрек в том, что роль Думы в России сведена к штамповке законопроектов исполнительной власти. Но невозможно отрицать, что главным центром по созданию законов в России является не высшая законодательная власть, а Правительство и президентская администрация. Именно в их недрах родились 247 законов из общего числа – 337 принятых Думой VI созыва. Принятие всего этого вала было обеспечено голосами думского большинства. За этот же период СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ было разработано 165 законопроектов. Однако ни один из них (!) не был принят – все были отклонены. Аналогична ситуация и с законопроектами КПРФ. Депутаты от оппозиции могут стать авторами проходных законов только в соавторстве с "единороссами". Вывод печален – в сегодняшней России оппозиция, как субъект законотворчества, фактически уничтожена, что влечет за собой негативные последствия для общества в целом.
Тем не менее, мы пытаемся выполнять те обязательства, которые брали на себя перед избирателями. В рамках предоставленной мне газетной площади могу привести лишь два примера наших инициатив.
Всем понятно, что улучшение жизни общества во многом зависит от объема собранных налогов, а значит и системы налогообложения. Не так давно по всем нашим СМИ прошагала "тема Депардье". Оказывается, победившие на выборах, французские социалисты захотели ввести на своих миллионеров налоговую ставку обложения в 75% и несчастный Жерар, убегая от французских законов, нашел землю обетованную в лице России, где ему тут же вручили российский паспорт. Но ведь тенденция повышения налоговой нагрузки на богатых в мировой практике сегодня очевидна. В подавляющем большинстве европейских стран (Англии, Германии, Италии, Испании, Голландии...) верхняя планка налогов на физических лиц – 45-50%, а в скандинавских странах, где велико влияние социалистов, и того выше. Больше того, только что вынуждены были поднять эту планку до 45% и в главном оплоте либерализма – США. Во всех этих странах, равно как и в Китае, Индии, Австралии, Бразилии... применяется так называемая прогрессивная шкала налогообложения на физических лиц, когда размер налогов тесно увязан с размером доходов. Причем, рост нагрузки на богатых сочетается с ее уменьшением на нуждающихся, которые вообще могут освобождаться от налогов. Так, в Германии освобождены от налогов все, чей доход меньше 8000 евро в год.
Россия сегодня являет обратный пример: действует шкала налогообложения, по которой размер подоходного налога в 13% одинаков, как для рядовых граждан, так и для миллионеров. Введение этой уравниловки с 2001 г. подавалось как прорыв на пути оздоровления российской экономики, предсказывался ее бурный расцвет и приток зарубежных инвестиций... Но мечты не сбылись, больше того, отток миллиардов за рубеж бурно растет – капитал бежит из экономики, созданной в России, а по социальному расслоению мы выходим в чемпионы. Добавим, что наша олигархия давно уже обосновалась в оффшорной зоне, что позволяет ей вообще не платить России налоги.
"СР" разработала и внесла законопроект о введении этой же прогрессивной системы налогообложения по сверхвысоким доходам физических лиц. Предложили облагать доходы свыше 3 млн. руб. в год по ставке 25%, от 15 до 30 млн. – 35% , а свыше 30 млн. руб. – 50%. В случае принятия наших предложений казна могла бы получать дополнительно ежегодный доход до 600 млрд. рублей в бюджет.
Однако Правительство Медведева дало отрицательное заключение на этот законопроект и "ЕР" в Думе его заблокировала. Видите ли, начнется уход от уплаты налога, а наши налоговики не сумеют обеспечить его сбор. Взамен, обещают ввести некий "налог на роскошь", то бишь, на дома, квартиры, авто... И если наш законопроект затронул бы интересы лишь 0,8% населения страны, то можно только представить каков будет сегмент ущемленных при определении понятия этой "роскоши".
Позволю себе одну параллель... Месяцем ранее, по поручению фракции, мне довелось изучать и выступать в пленарном заседании Думы по законопроекту Правительства, связанному с будущим проведением в России Чемпионата Мира по футболу в 2018г. Полагаю, что избирателям будет полезно узнать, что при средней посещаемости игр российской Премьер-Лиги в 12000 зрителей на матч, страна берет на себя обязательства по строительству десятка стадионов на 45000 зрителей в Москве, С-Петербурге, Самаре и еще нескольких городах. Как приложение к стадионам, страна-организатор обязана будет создать для этих избранных счастливцев и некую "инфраструктуру": аэропорты, вокзалы, отели, дороги... Можно констатировать, что строительство в стране во многом теперь будет определяться "стадионным планированием". Вместе с тем, депутатам до сих пор не представили хотя бы элементарной сметы вышеуказанных расходов – лишь по газетам можно было ознакомиться с предсказаниями министра спорта о том, что эта футбольная развлекуха обойдется России в 600 млрд. руб. В это слабо верится, поскольку все помнят, что расходы на Олимпиаду в Сочи, по сравнению с предварительными расчетами, увеличились, как минимум, в три раза. Но исполнительная власть у нас самая спортивная в мире, а Дума ей под стать. Поэтому обсуждение по этому вопросу пошло не по пути выяснения затрат; "единороссы", и даже коммунисты, состязались в помпезности речей о патриотизме и необходимости поднять в мире авторитет России. "СР" оказалась единственной фракцией, которая за этот закон не проголосовала...
Другой пример приведу из практики моей работы в комитете по безопасности.
Страну разъедает коррупция: в мировых рейтингах Россия в так называемой "зоне национального позора" – на 138 месте, совсем недалеко от пиратов из Сомали.
Годами ведутся бесконечные дискуссии о путях борьбы с ней, но реально положение не меняется. Мы предложили не изобретать велосипед, а взять за основу мировой опыт, закрепленный в Конвенции ООН против коррупции. Но при ратификации в 2006 г. Россия сделала оговорку о неприменении ее сердцевины – ст. 20. Именно в соответствии с ней возможно "признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
Вот уже два года как мы предлагаем отменить эту оговорку и ввести эту норму в УК РФ. Но возражает "главный чиновник" – Правительство. Чтобы отвлечь внимание общества от этой важнейшей темы, на наш взгляд, в Думу был внесен и проведен очередной, не счесть который, "пакет" законов по борьбе с коррупцией. В нем содержится ряд мелких шажков, прежде всего, связанных с декларациями для чиновников.
В итоге мы имеем нелепую ситуацию – идет тотальная критика силовых структур за бездействие в борьбе с коррупцией, хотя, по сути, высшая исполнительная и законодательная власть попросту устранили их от реальной борьбы с этим явлением. Без нормы в УК силовики просто не вправе использовать механизм, предусмотренный уголовно-процессуальным кодексом и законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а без включения этого механизма результат невозможен. Принятый "пакет" и дальше сохраняет удобное для коррупционеров положение: чиновник, при задекларированных годовых доходах в 50 тыс. долларов, фактически строит или приобретает особняк за 2 млн. зеленых, но вопросы ему по этому поводу может задавать исключительно вышестоящий начальник, а не следователь или прокурор.
Избиратели нередко спрашивают – а что делается тобой для Кузбасса?
В наступившем году нас не ждет ничего хорошего – впереди дальнейший рост цен на услуги ЖКХ, электроэнергию, бензин, транспорт, медицину, образование... "СР" голосовала против предложенного правительством варианта бюджета на 2013-2015 гг., но сейчас вопрос уже не только в этом. Параметры этого бюджета не учли новые ставки страховых отчислений в Пенсионный фонд, введенные с этого года. Специалисты утверждают, что 70% работников, с фонда оплаты труда которых будут брать эти дополнительные взносы – это угольщики, металлурги и работники РЖД. Именно в этих отраслях, в отличие от газово-нефтяного сектора, не используются серые схемы выплат и различные способы уклонения от налогообложения, красиво именуемых "налоговой оптимизацией". Проведенная корректировка уровня тарифов страховых взносов приведет к росту затрат, а значит существенным выпадающим налоговым доходам бюджетной системы, что отразится на угольных и металлургических регионах, в число которых входит и Кузбасс. Губернаторы и руководители кампаний этих регионов будут обречены бегать по федеральным ведомствам с протянутой рукой...
Исходя из этого, оставалось только обратиться в Администрацию Президента РФ с просьбой принять меры по минимизации будущих отрицательных последствий, что мною и было сделано. Надо сказать, что реакция была оперативной. 26.12.12 г. помощник Президента Э. Набиуллина провела специальное совещание с участием ряда руководителей заинтересованных министерств и экспертного управления Президента. По итогам обсуждения, при моем участии, было дано поручение Министерству труда уже в эту весеннюю сессию разработать проект федерального закона, в соответствии с которым, работодатели могут освобождаться от уплаты ряда взносов в случае улучшения условий труда, которые будут устанавливаться по результатам специальной оценки. Таким образом, угольщики получат хоть какую-то правовую базу для возможности получения компенсаций за счет средств федерального бюджета. Кроме того, Министерству промышленности поручено довести до сведения заинтересованных регионов, что на него возложена обязанность отслеживать выпадающие расходы и оперативно принимать необходимые меры. Теперь важно будет отслеживать эти поручения...
В этой же связи надо сказать и об еще одной пока нереализованной, на мой взгляд, возможности для региона. Дело в том, что еще в феврале прошлого года Дума приняла решение о создании постоянно действующей комиссии по проблемам оборонного комплекса. Основываясь на этом прецеденте, мною было внесено предложение о создании аналогичной комиссии, но уже по проблемам угольщиков. В рамках этой комиссии можно было бы ставить в эпицентр внимания всех ветвей власти любые производственные и социальные проблемы, возникающие как в угольной отрасли, так и в Кузбассе в целом. Однако при голосовании, предложение о создании этой комиссии не было поддержано, опять-таки, думским большинством...